суббота, 6 июля 2013 г.

Кристина Лопатюк. ЦВЕТЫ. Лауреат конкурса на LiveLib.

Девяностые. Суровый период нашей истории...
.. На лето мы с сестрою приезжали к бабушке в Харьковскую область. Бабуля умудрялась приглядывать за нами, озорными девчонками десяти и шести лет, ходить на огород, а по выходным дням выходила торговать на рынок цветами, которые выращивала на подоконниках. Ходить на огород с бабушкой было удовольствием, мы рвали малину, вишни, яблоки и еле там же. Был там и очень сладкий крыжовник, всего пара кустиков, но какой же сладкий. Еще на огороде росли две абрикосы. Эти деревья снабжали нас не только вкусными плодами летом, но и зимой, вспоминался милый сердцу огород, когда мы дружно пили компот из сухофруктов, основным компонентов которого и была абрикоса.
Но наиболее памятной оказалась именно история с продажей цветов. Однажды я решила помочь бабушке и пойти с нею на рынок. Торговать мы пришли с самыми простенькими, но милыми и трогательными цветами, фиалками, китайской розой, деревенский калачик, мятой и другой растительностью. Все наши цветы росли не в обычных горшках, а в обрезанных бутылках, а отростки в пластмассовых стаканчиках. На рынке же торгашей было немерено, контингент разнообразен от ярко-накрашенных дам зазывающих купить их товар, до сгорбленных старушек, ютившихся на окраине. Мы с бабулей тоже пополнили эти ряды. Покупатели подходили, спрашивали, уходили, я смотрела на цветы других продавщиц и уверенная изначально в том, что наши наилучшие, теперь чувствовала смятение. Их товар отличался всем, начиная от своей тары, и заканчивая самими растениями. Мой оптимизм и изначальная радость, сменялись моментами внутренней мольбы о том, чтобы продать хотя бы что-то. И в этот момент моя бабушка, милая и любимая предстала в совсем другой ипостаси. Она не выдавала ни грамма волнения и печали от того что мы уже полдня стоим на рынке, в солнечный летний день и не продали не единого цветочка. Она спокойно разговаривала с каждым подходившим покупателем и одаривала его своей улыбкой. С некоторыми она была предельно кратка, на мой вопрос почему, она добродушно разъясняла, что это просто проходящие, в ожидании кого-то или чего-то, не планирующие делать покупок. И в какой-то момент я поняла, мы не можем уйти, не продав не единого цветка. На рынке в тот день с одной из продавщиц так же была, то ли дочка, то ли внучка, к сожалению, моя память не сохранила момента о том, кто же предложил пройтись с цветами между рядами торгующих, и предлагать цветы самим продавцам. Но скорее всего это была именно моя бабушка, которая понимала и видела, что меня охватила тоска от того, что мы не можем ничего продать. Меня охватили сомнения, как идти между этими рядами, и предлагать каждому свое растение, но желание вернуться не с пустыми руками, хотя тут уместнее написать как раз с пустыми руками, да полными карманами, преодолело все сомнения. Но более всего, это было желание обрадовать бабулю, так же огорченную продажами в тот день, что я смогла понять лишь спустя годы. Но умение не показывать как тебе сложно, умение своим примером дать силы другим, умение жить и радоваться каждому новому дню – это высшее из умений человека. Бабушки уже нет среди нас, но есть большее, есть несокрушимый дух, есть сила и вера, а также надежда и любовь.
..В тот день я заработала свои первые две гривны. На них мы купили мороженное – мне, бабушке и сестре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий