В 60 годы прошлого века я - ассистент кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического института им. И.Н.Ульянова, - начало моей работы в вузе, где проработала 35 лет. "За душой" была неплохая школа - отделение психологии философского факультета МГУ и клиническая ординатура в Отделе развития и воспитания детей раннего возраста НИИ Педиатрии АМН СССР ( клиника профессора Н.М.Щелованова, ученика великого невролога В.М.Бехтерева, заложившего основы педагогики раннего детства в ходе комплексного исследования мозга и психики).
Это было время запрета в СССР "буржуазных наук" генетики и педологии с их тестами интеллектуального развития. Однако детки от нуля до трёх лет оказались вне поля зрения прозорливых идеологов: "ясельный возраст" в силу его "хрупкости" находился в системе здравоохранения, где педагогов и психологов с фонарём не сыщешь. Главный исследовательский принцип педагогики раннего детства - "не навреди!" в поиске условий оптимального развития детей раннего возраста, важнейшим из которых является воспитание, соответствующее уровню развития конкретного ребёнка, способствующее его гармоничному развитию. И здесь не обойтись было без разработки ориентиров - помесячных показателей хода нервно-психического развития детей первого года жизни, по полугодиям - второго и третьего, по существу являющихся тестами развития, завуалированными иным названием.
Спросите, а причём здесь "где у Ленина ножки?" А при этом! В "малоизвестной" педагогике раннего детства профессор Н.М.Аксарина специально обращала внимание на ненужность в принципе политического воспитания детей раннего возраста и на невозможность его в силу уровня их развития.
В педвузах страны были дошкольные факультеты, где студентов обучали воспитанию дошколят после трёх лет, задачи которого определялись не столько психофизиологией возраста, сколько идеологизированной педагогикой. Появившиеся в начале шестидесятых детские "комбинаты", "ясли-сады", перешли в ведение министерства просвещения, после чего в Программу воспитания детей третьего года жизни, наряду с познанием окружающих бытовых и природных вещей, было внесено "воспитание любви и уважения к В.И.Ленину".
Идёт заседание кафедры. Выступает преподаватель дошкольной педагогики, кандидат педагогических наук. Ленин - особо почитаемая тема на родине Ильича! И педагог заявляет, что с образом вождя, прививая любовь к нему, нужно знакомить детей с самого раннего возраста.
Задаю вопрос: " С какого конкретно? Ранний возраст - довольно большой"!
- С года!
- Конечно, можно выработать условный рефлекс у ребёнка: Ленин - ннака, а Мао - бяка! Но зачем это?!
Ну, а о третьем годе и говорить нечего: он законно в Программе! Иду со студентами на практику с трёхлетками. Подойдя к портрету, спрашиваю детей: " Кто это?" Отвечают: "Ленин, дедушка Ленин"! Студентки улыбаются: "Вот видите, дети знают, кто это"! Ещё вопрос: " А какой дедушка Ленин?" - Хороший! Девушки торжествуют. Теперь я показываю им истинный уровень познаний детишек: "А почему он хороший?" И тут началось: "Ленин любит кошек! Потому что он - на красном!" (к празднику Октября портрет был украшен красной лентой). И, наконец, - полный тупик на вопрос:"Есть дедушка Ленин и есть дедушка Мороз! Чем же они отличаются?"
Убедительная демонстрация недоступности пониманию трёхлетнего ребёнка значимости вождя пролетариата! Категория "Уважение" - довольно сложная: чтобы уважать или не уважать кого-то; надо быть личностью, способной оценивать моральные и политические качества человека, что недоступно малышу, и работа над привитием уважения к человеку, наряду с познанием предметов обихода (ложкой едят из тарелки, в кастрюле готовят пищу и др.), - бессмысленна.
Красноречиво доказали дети заведующим детских яслей, которым я читала курс педагогики раннего детства, глупость взрослых, пытающихся воспитывать в них любовь и уважение... На лекции мне был задан вопрос, какой портрет Ленина должен висеть в группе детей третьего года жизни, обязательно ли во весь рост. Я ответила, что никакой не нужен, на что мне возразили, сославшись на Программу воспитания.
- А почему у вас вообще этот вопрос возник?
- Знаете, если портрет - не во весь рост, дети спрашивают: "А где у Ленина ножки?!"
Как в те времена, так, возможно, и теперь в день рождения вождя революции, наряду с взрослыми, тянутся шествия дошколят с цветами к памятнику их знаменитого земляка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий