суббота, 6 июля 2013 г.

Лидия Рыбакова. ЗМЕЙКА.

Мне было лет восемь. Я жила в деревне у бабушки — точнее, у прабабушки — меня каждое лето туда отправляли, желая отдохнуть от слишком шустрого ребенка. Бабушку моя активность напрягала не особенно: несмотря на свои семьдесят с хвостиком, она работала на колхозной ферме. Уходила утром, днем забегала пообедать, и снова уходила до вечера. Так что двор, деревня и окрестности были в моем полном распоряжении — делай, что угодно, не забудь вернуться, как стемнеет. Что со мной, оставшейся дома в одиночестве, может что-нибудь случится, об этом и мысли не было: люди же кругом!

Официально, правда, мне было запрещено ходить в лес, который начинался сразу за выгоном и левадой. Но это официально. А на деле, как только бабушкин белый платочек скрывался с глаз, я немедленно отправлялась — вначале «к коровкам» — поболтать с пастухом дядей Борей, потом «к лошадкам» — без седла, «охлюпкой» прокатиться на своём гнедом любимце Тарзане, а потом к жердям ограды… пролезть труда не составляло, я была метр с кепкой и худенькая, так что между ними — как по проспекту… и в лес! Про себя называла его «Берендеево царство» — то ельник, то березняк, болото с Лежневскими озерами, усыпанное ятрышниками и белой пушицей, поросшие травой и мхом поляны, старые просеки с травой выше моего роста… сейчас только диву даюсь: почему не боялась заблудиться? Не знаю, не было страха, и действительно, не потерялась ни разу. Словно компас в голове встроен был, всегда знала, в какую сторону возвращаться домой.
Что удивительно, в городе у меня с раннего детства полный географический маразм. Могу заплутать в квартале от родного дома. Хоть с GPS ходи. Видимо, дикарь во мне куда приспособленнее и круче современного горожанина…

Ну вот. Иду я себе, в маленькую берестяную корзиночку грибы собираю — в основном, конечно, сыроежки, но и подосиновики, и беленькие тоже, — по сторонам глазею, белок считаю. Вдруг слышу — что-то шипит из-под кустов, да сердито так. Нет бы обойти, я бегом туда.

Смотрю — свернулась там кольцом коричневая змейка с красивым зигзагообразным узором по спинке. Хвостик задрала кверху, шею и голову подняла и водит мордочкой из стороны в сторону. Рот приоткрыт, и оттуда шипенье, как из чайника. Глазки у змейки блестят, и вся она, когда я ветки раздвинула, на солнышке засияла прямо, такая свеженькая шкурка, новехонькая. Хорошенькая такая змеюка, словно с крышки малахитовой шкатулки сбежала. Не так, чтобы большая, но и не совсем маленькая. В длину поболе полуметра, а в толщину почти как велосипедная шина. Не современного горного велика, а тогдашнего, простого. «Украина» назывался, там шины потоньше были.

И так она мне понравилась, так понравилась! Блестящая, яркая, просто красавица. На зеленой моховой подушечке, на фоне большой коряжины. Вывороченная ель там лежала, старая, поросшая роговиком, а кое-где уже и травкой. Между прочим, отрезая змейке путь к отступлению. Что совершенно не заставило меня задуматься. А зря: ведь даже белая мышь нападет, если ее в углу зажать!

Нет, я не совсем глупа была: видела, что за головой у змеи желтых пятен нет, и что брюхо не желтое, а глаза не моргают. То есть понятно — не уж, не желтопузик и не веретеница, а самая что ни на есть настоящая гадюка. Но больно уж хороша. И вместо того, чтобы осторожно отпустить ветки и пойти своей дорогой, я решила рассмотреть гадючку поближе. С учетом того, что я и так ее успела побеспокоить так, что мама не горюй, и подойти на слишком близкое расстояние, это не являлось самым мудрым из решений.

Я наклонилась и… слава Богу, ума хватило не трогать ее рукой. Веточкой потрогала. Наверное, повезло, что она у меня в корзинке оказалась — я ею, забредая в сырые места, от комаров отмахивалась.
Гадюка в ужасе отвела голову назад, открыла рот пошире — стали видны длинные белые зубы, и зашипела уже не как чайник, а как паровоз в депо. Я слышала как-то раз, это хоть уши затыкай. Но на меня и это не подействовало. Я наклонилась еще ближе и снова потрогала гадюку палочкой. По правде говоря, намерения у меня были лучше действий, я не пыталась ее стукнуть, мне наоборот, хотелось погладить. Однако моих намерений объект не оценил. Бедное пресмыкающееся решило, что я — змеиный киллер и пришла в лес убивать. С целью немедленно сожрать, или что-то в этом роде.

Змея дернулась в ужасе и прыгнула. Никогда не забуду этого ее броска! Она взлетела, как пружина, мгновенно из кольца превратившись в струну и разинув пасть так, что зубы выступили вперед и стало видно бежевато-розовое горло.

Показалось, что она летит странно медленно, я даже успела подивиться этому. Совершенно рефлекторно, легко и точно, я выставила перед этой розовой пастью свою корзиночку. Теперь-то мне ясно, что всё продолжалось одно мгновенье, но тогда время растянулось, словно резиновое. Я спокойно выставила корзинку. Гадюка медленно подлетела к ней и с сухим, каким-то деревянным стуком ударила. В бересте появились две дырки, показались два желтоватых зуба, вниз потекла мутная жидкость — немного, буквально несколько капель. Я отпрыгнула назад, гадюка мягко свалилась в мох и бесшумно скользнула в сторону.

Вдруг стало понятно, что уползла она медленнее, чем бросилась. А меж тем — вжик, и нет ее. Я снова удивилась, не понимая, как же так. Время меняет скорость? Вряд ли. Но тогда — что же это было?

Очень хотелось попробовать, каков на вкус змеиный яд. Но я сдержалась. Кто его знает, у меня недавно зуб выпал — вдруг еще десна плохо зажила. Так что вкус не знаю. А запах не поняла. В лесу слишком много ароматов. Выделить нужный, к сожалению, не получилось. хотя принюхивалась довольно долго.
Думаете, после такого я домой побежала? Да ничего подобного. Спокойно дособирала грибов до верха корзинки и вот тогда уже…

И бабушке ничего не рассказала. Даже не потому, что дело было в лесу, в конце концов, краем лес выходил на леваду и даже на угол выгона. А просто — ну что рассказывать? Ничего же не случилось — змея меня не укусила, я ее не поймала. Ничего особенного.
Прогулка как прогулка.

Собственно, я и не вспоминала об этом много лет. А потом вдруг всплыло, как наяву. Неведомо почему.
Может, просто захотелось зелени, солнца, жары и леса. Или чтобы время ненадолго стало резиновым. Или дикарь внутри неожиданно проснулся.
Кто знает?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий