А в какие игры мы играли в нашем детстве ? Как только я задала себе этот вопрос, перед глазами проявилась картина моего любимого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего " Детские игры", которую он написал в 1559 году. В этой картине, где действие происходит на городской площади, художник изобразил, как подсчитали исследователи, более восьмидесяти детских игр. Литературным источником для этих изображений послужил список игр, который приводился в книге его современника Франсуа Рабле " Гаргантюа и Пантагрюэль". В главе XXII " Игры Гаргантюа", читаем следующее: " Затем Гаргантюа, еле ворочая языком, бормотал самый кончик благодарственной молитвы, выпивал разгонную и ковырял в зубах кабаньей костью, после чего начинал оживленно болтать со слугами. Слуги расстилали зеленое сукно и раскладывали видимо-невидимо карт, видимо-невидимо костей и пропасть шашечных досок. Гаргантюа играл: в свои козыри, в шашки,в четыре карты, в бабу,в большой шлем, в primus, ecundus,{ Первый, второй (лат.)}в триумф, в ножик,в пикардийку, в ключи,в сто, в чет и нечет,в несчастную, в решетку,в плутни, в камушки,в кто больше десяти, в шары,в Тридцать одно, в башмак,в триста, в сову,в несчастного, в зайчонка,в перевернутую карту, в тирлитантэн,в недовольного, в поросенок, вперед,в ландскнехта, в сороку,в кукушку, в рожки, рожки,в пий-над-жок-фор, в бычка,в марьяж, в совушку-сову,в две карты, в засмейся, не хочу,в тарок, в курочка, клюнь, клюнь,в глик, в расковать осла в онеры, в но, пошел,в мурр, в но, но,в шахматы, в сажусь,в лису, в жмурки,в фишки, в дичка,в коровы, в догонялки,в белую дамку, в куманечек, дай мне твой мешочек,в три кости, в кто взял, тот проиграл,в ник-нок, в кожаный мяч,в трик-трак, в пятнашки,в марсельские фиги в где ветка?в ищи вора, в сегодня пост,в драть козла, в развилину дуба,в продаем овес, в чехарду,в раздувай уголек, в волчью стаю,в прятки, в пукни в нос,в судью живого и в Гильмен, подай копье,судью мертвого, в качели,в таскай утюги из печки, в тринадцатого,в перепелов, в березку,в щипки, в муху,в грушу, в му-му, мой бычок,в пимпомпэ в мнения,в триори, в девять рук,в круг, в шапифу,в свинью, в мосты,в живот на живот, в Колен бриде,в кубики, в ворона,в палочки, в кокантен,в кружок, в Колен майяр,в я здесь, в мирлимофль,в фук, в сыщика,в кегли, в жабу,в вертуна, в костыль,в колачик, в бильбоке,в тронь навоз в ремесла,в Анженар, в улавочки,в шарик, в косточки,в волан, в буку,в разбей горшок, в щелчки,в будь по-моему, в решето,в палочку, в сеем овес,в булавку, в обжору,в хорька, в мельницу,в бабки, в чур меня,в замок, в прыжки,в лунки в под зад коленкойв храпуна, в пахаря,в волчок, в филина,в монаха, в стук, стук лбами,в волка, в мертвого зверя,в челнок, в выше, выше, лесенка,в величаем тебя, святой Косма, в дохлого поросенка,в соленый зад, в растирай горчицу,в голубка, в пикандо,в прыг через вязанку, в ворона,в прыг через кустик, в жаворонков,в фигу, в журавля".
Очень многое из перечисленного , показалось мне знакомым. И я решила попробовать составить такой же список игр, в которые играли советские дети после войны. Вот, что получилось : качели, коньки, лыжи, велики, шашки, шахматы , ножик, в камушки, обруч, в качели, бабки, лапту, городки,двенадцать палочек, в бояре, секретики, в классики, прыгалки, юлу, дочки-матери, море волнуется раз, мяч ( с мячом играли в футбол, в пионербол, в козла , вышибалы, штандер, волейбол ), слоники, ручеек, кегли, бильбоке, разбивалочку, об стенку настольный теннис, в "царя горы",казаки-разбойники, рогатки, сикалка, дротики,бумеранг, самострел (пугач),щелчки, замри, чехарда, рогатки, слоники, сифа, харкалка,красные-белые,волейбол,велогонки,,резиночки, сплющить все, карбид, пробки, пуговицы, этикетки от жвачек, конфетные обертки, колечко, съедобное-несъедобное, ручейки, салки, войнушки, ловля живности, бросание различными предметами в прохожих, испорченный телефон;страшные истории на ночь,города;фильмы и т.д.
В общем спустя 450 лет, список получился почти такой же внушительный, но с новыми вкраплениями, порожденными временем.
Я жила на окраине Москвы, на Петровско- Разумовском проезде. Там везде у домов были дворы и жили дворами. После школы, сделав домашние уроки, вся ребятня бежала во двор. Я очень любила играть с мальчиками в расшибалочку и в ножички. И то, и другое родители мне запрещали. Расшибалочка, она же чика, она же расшиши и пристенок. Расшибалочка – игра на деньги, засасывает , как трясина. Столбик из нескольких монет ставился на черте. Стоявший на определенном расстоянии от черты водящий должен был попасть битой в столбик. Если от попадания биты переворачивались какие-либо монеты, водящий забирал их себе. Чем больше монет удавалось перевернуть ударом биты, тем крупнее оказывался выигрыш водящего. Меня интересовали не столько деньги, так как родители мне в общем-то ни в чем не отказывали, сколько процесс. Но процесс процессом, а когда я проигрывала и ставить на кон было нечего, пришлось один раз сделать неблаговидный поступоу - вытащить несколько пятаков из кармана бабушкиного плаща. Выиграв, я тут же положила пятаки назад в карман. Но состояние у меня после этого было омерзительное. К счастью наступила дождливая осень, потом зима , и про расшибалочку я забыла.
Хорошо помню игру такую "напильнички". Это в земле делаешь круг, это твой дом и от него кидая в землю напильник ( у меня были самые лучшие напильники во дворе -таскала у дедушки ), очерчиваешь в место попадания и так далее передвигаясь к противнику(второму игроку). Который в свою очередь продвигается рисуя свои круги в земле, а затем по твоим к твоему первому.Если промахнулся не попал- пропускаешь ход. Выиграл тот кто первый доходит до дома (первого круга).
Часто играли в войнушку , разбившись на две команды. Обычно делились ради самой игры, то есть стихийно. А бывали моменты, когда игра отражала реальное состояние дел во дворе и помогала выяснить, наконец, кто же круче.Между нашими домами и бараками, располагавшимися рядом, шла перманентная война. Мы, военные дети, имитировали бои Великой Отечественной с помощью любых имевшихся подручных средств – от дорогих автоматов до деревянных пистолетов, сделанных ножовкой и рашпилем. Луки, самострелы с прищепкой и резинкой, пугачи из медных трубок, харкалки, сикалки, рогатки, бомбочки, набитые магнием и селитрой, деревянные мечи из досок, кинжалы, кортики, пневматические ружья из насосов от велика. Девочек в игру принимали, но, в основном, медсестрами на полставки.
Разновидностями войнушки была игра в индейцев и «казаки-разбойники».
Еще одной любимой игрой была игра в " слоники". Вот ее я точно разыскала на картине Брейгеля. В «слоники» играли двумя приблизительно равными по весу командами. Одна команда – слоники — становится цепочкой и каждый, согнувшись, прячет голову в соседа. Рекомендуется играть командами от пяти человек. Игроки другой команды – всадники – с разбега по очереди запрыгивают на конструкцию из слоников. Они должны не просто поместиться, но и удержаться. По логике игры, первый прыгающий должен приложить максимум усилий и долететь до головы первого слоника.
В нашем дворе, который состоял как бы из трех двориков, было здорово играть в прятки. Прятки заключались в том, что во время считалки все прятались, а один должен был их искать. После обнаружения, оба должны были развить максимальную скорость и, отталкивая друг друга, «застучаться» в определенном заранее месте. Прятки переходили в салки, салки – в резиночку, резиночка – в ручейки, ручейки в "двенадцать палочек".
Условия игры «Двенадцать палочек», тоже старинной, таковы: на камень или полено клался кусок доски, с таким расчетом, чтобы концы выступали за опору. Получались своеобразные «качели». На одном конце «качелей» размещались двенадцать небольших палочек. Водящий ударял по противоположному концу, палочки подлетали вверх. В это время остальные участники игры разбегались и прятались по двору. Водящий должен был собрать разбросанные палочки, снова сложить их на одном конце «качелей», после чего идти искать спрятавшихся товарищей. Тем временем какой-либо участник игры имел право подбежать к «качелям» и ударом по ним снова разбросать двенадцать палочек. Если водящему удавалось найти кого-либо из игроков, успеть добежать до палочек и самому ударить по доске, следовал переход «вождения».
Конечно, девочки не забывали и старинные игры в куклы, в дочки- матери, в магазины. Во время войны я играла в трпичные куклы, которые мне шили мама и бабушка. Потом появился немецкий голыш. Но особенно мне нравилось играть в маленьких голышей. У нас во дворе при доме у каждой семьи был сарай. Летом мы устраивали там свои домики, в которых жили наши куклы и ходили друг к другу в гости.
А вот, что было не во всех дворах, так это голубятни. У нас их было три. Особым счастьем для меня было, когда наш сосед дядя Вася иногда нам давал махало, чтобы поднять стаю в небо. Голуби были очень красивые и летали очень красиво. Но я всегда боялась, а вдруг они не вернутся!
В школе тоже были свои игры, отнюдь не всегда доброжелательные, например "сифа".Это была, наверное, самая популярная игра. Обычно сифой выступала тряпка для вытирания доски, соответственно мокрая и пропитанная мелом. Смысл игры в том, чтобы попасть сифой в тело товарища. Особо весело и унизительно было попасть куда-то в область лица. Жертва во всеуслышание объявляется сифой, и теперь все разбегаются от нее как от тифозника. Человек-сифа теперь должен попасть в другого, и так далее. Обычно игра заканчивалась с приходом учителя , который всех разгонял. А мы все бежали в туалет отмываться.
На переменках у девочек самой популярной игрой была " резиночки".
Две девочки между ног натягивали резинку и встав в метре друг от друга смотрели , как третья девочка прыгает между двух резинок. Затем эта резинка поднималась выше. Но при этом девочке приходилось подолы платья к себе прижимать , чтобы не видны были трусы. В игре были строгие правила, уровни (щиколотки, колени, бедра и т.д.), разновидности типа простые, бегунчики, ступеньки, бантик, конфета, кораблик, платочек.
В прыганьях, что через веревочку, что через резиночку, я была признанным лидером. Худенькая , маленькая, я прыгала без устали. Эти детские тренировки сказались и позднее. Как-то, когда мне было уже за пятьдесят, я стала победителем прыганий через веревочку, честно отпрыгав двести раз.
О наших детских играх можно писать бесконечно. И как счастливы мы были, играя в них!
Очень многое из перечисленного , показалось мне знакомым. И я решила попробовать составить такой же список игр, в которые играли советские дети после войны. Вот, что получилось : качели, коньки, лыжи, велики, шашки, шахматы , ножик, в камушки, обруч, в качели, бабки, лапту, городки,двенадцать палочек, в бояре, секретики, в классики, прыгалки, юлу, дочки-матери, море волнуется раз, мяч ( с мячом играли в футбол, в пионербол, в козла , вышибалы, штандер, волейбол ), слоники, ручеек, кегли, бильбоке, разбивалочку, об стенку настольный теннис, в "царя горы",казаки-разбойники, рогатки, сикалка, дротики,бумеранг, самострел (пугач),щелчки, замри, чехарда, рогатки, слоники, сифа, харкалка,красные-белые,волейбол,велогонки,,резиночки, сплющить все, карбид, пробки, пуговицы, этикетки от жвачек, конфетные обертки, колечко, съедобное-несъедобное, ручейки, салки, войнушки, ловля живности, бросание различными предметами в прохожих, испорченный телефон;страшные истории на ночь,города;фильмы и т.д.
В общем спустя 450 лет, список получился почти такой же внушительный, но с новыми вкраплениями, порожденными временем.
Я жила на окраине Москвы, на Петровско- Разумовском проезде. Там везде у домов были дворы и жили дворами. После школы, сделав домашние уроки, вся ребятня бежала во двор. Я очень любила играть с мальчиками в расшибалочку и в ножички. И то, и другое родители мне запрещали. Расшибалочка, она же чика, она же расшиши и пристенок. Расшибалочка – игра на деньги, засасывает , как трясина. Столбик из нескольких монет ставился на черте. Стоявший на определенном расстоянии от черты водящий должен был попасть битой в столбик. Если от попадания биты переворачивались какие-либо монеты, водящий забирал их себе. Чем больше монет удавалось перевернуть ударом биты, тем крупнее оказывался выигрыш водящего. Меня интересовали не столько деньги, так как родители мне в общем-то ни в чем не отказывали, сколько процесс. Но процесс процессом, а когда я проигрывала и ставить на кон было нечего, пришлось один раз сделать неблаговидный поступоу - вытащить несколько пятаков из кармана бабушкиного плаща. Выиграв, я тут же положила пятаки назад в карман. Но состояние у меня после этого было омерзительное. К счастью наступила дождливая осень, потом зима , и про расшибалочку я забыла.
Хорошо помню игру такую "напильнички". Это в земле делаешь круг, это твой дом и от него кидая в землю напильник ( у меня были самые лучшие напильники во дворе -таскала у дедушки ), очерчиваешь в место попадания и так далее передвигаясь к противнику(второму игроку). Который в свою очередь продвигается рисуя свои круги в земле, а затем по твоим к твоему первому.Если промахнулся не попал- пропускаешь ход. Выиграл тот кто первый доходит до дома (первого круга).
Часто играли в войнушку , разбившись на две команды. Обычно делились ради самой игры, то есть стихийно. А бывали моменты, когда игра отражала реальное состояние дел во дворе и помогала выяснить, наконец, кто же круче.Между нашими домами и бараками, располагавшимися рядом, шла перманентная война. Мы, военные дети, имитировали бои Великой Отечественной с помощью любых имевшихся подручных средств – от дорогих автоматов до деревянных пистолетов, сделанных ножовкой и рашпилем. Луки, самострелы с прищепкой и резинкой, пугачи из медных трубок, харкалки, сикалки, рогатки, бомбочки, набитые магнием и селитрой, деревянные мечи из досок, кинжалы, кортики, пневматические ружья из насосов от велика. Девочек в игру принимали, но, в основном, медсестрами на полставки.
Разновидностями войнушки была игра в индейцев и «казаки-разбойники».
Еще одной любимой игрой была игра в " слоники". Вот ее я точно разыскала на картине Брейгеля. В «слоники» играли двумя приблизительно равными по весу командами. Одна команда – слоники — становится цепочкой и каждый, согнувшись, прячет голову в соседа. Рекомендуется играть командами от пяти человек. Игроки другой команды – всадники – с разбега по очереди запрыгивают на конструкцию из слоников. Они должны не просто поместиться, но и удержаться. По логике игры, первый прыгающий должен приложить максимум усилий и долететь до головы первого слоника.
В нашем дворе, который состоял как бы из трех двориков, было здорово играть в прятки. Прятки заключались в том, что во время считалки все прятались, а один должен был их искать. После обнаружения, оба должны были развить максимальную скорость и, отталкивая друг друга, «застучаться» в определенном заранее месте. Прятки переходили в салки, салки – в резиночку, резиночка – в ручейки, ручейки в "двенадцать палочек".
Условия игры «Двенадцать палочек», тоже старинной, таковы: на камень или полено клался кусок доски, с таким расчетом, чтобы концы выступали за опору. Получались своеобразные «качели». На одном конце «качелей» размещались двенадцать небольших палочек. Водящий ударял по противоположному концу, палочки подлетали вверх. В это время остальные участники игры разбегались и прятались по двору. Водящий должен был собрать разбросанные палочки, снова сложить их на одном конце «качелей», после чего идти искать спрятавшихся товарищей. Тем временем какой-либо участник игры имел право подбежать к «качелям» и ударом по ним снова разбросать двенадцать палочек. Если водящему удавалось найти кого-либо из игроков, успеть добежать до палочек и самому ударить по доске, следовал переход «вождения».
Конечно, девочки не забывали и старинные игры в куклы, в дочки- матери, в магазины. Во время войны я играла в трпичные куклы, которые мне шили мама и бабушка. Потом появился немецкий голыш. Но особенно мне нравилось играть в маленьких голышей. У нас во дворе при доме у каждой семьи был сарай. Летом мы устраивали там свои домики, в которых жили наши куклы и ходили друг к другу в гости.
А вот, что было не во всех дворах, так это голубятни. У нас их было три. Особым счастьем для меня было, когда наш сосед дядя Вася иногда нам давал махало, чтобы поднять стаю в небо. Голуби были очень красивые и летали очень красиво. Но я всегда боялась, а вдруг они не вернутся!
В школе тоже были свои игры, отнюдь не всегда доброжелательные, например "сифа".Это была, наверное, самая популярная игра. Обычно сифой выступала тряпка для вытирания доски, соответственно мокрая и пропитанная мелом. Смысл игры в том, чтобы попасть сифой в тело товарища. Особо весело и унизительно было попасть куда-то в область лица. Жертва во всеуслышание объявляется сифой, и теперь все разбегаются от нее как от тифозника. Человек-сифа теперь должен попасть в другого, и так далее. Обычно игра заканчивалась с приходом учителя , который всех разгонял. А мы все бежали в туалет отмываться.
На переменках у девочек самой популярной игрой была " резиночки".
Две девочки между ног натягивали резинку и встав в метре друг от друга смотрели , как третья девочка прыгает между двух резинок. Затем эта резинка поднималась выше. Но при этом девочке приходилось подолы платья к себе прижимать , чтобы не видны были трусы. В игре были строгие правила, уровни (щиколотки, колени, бедра и т.д.), разновидности типа простые, бегунчики, ступеньки, бантик, конфета, кораблик, платочек.
В прыганьях, что через веревочку, что через резиночку, я была признанным лидером. Худенькая , маленькая, я прыгала без устали. Эти детские тренировки сказались и позднее. Как-то, когда мне было уже за пятьдесят, я стала победителем прыганий через веревочку, честно отпрыгав двести раз.
О наших детских играх можно писать бесконечно. И как счастливы мы были, играя в них!
Комментариев нет:
Отправить комментарий