воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Лариса Кашук. "ШКОЛА".

В первый класс я пошла в 1949 году. Война закончилась. Жизнь постепенно в бытовом плане налаживалась. Но 1949 год стал для страны одним из самых мрачных годов. Событий было много, и преимущественно негативных. "Ленинградское дело" -обобщающее название ряда уголовных дел возбужденных в конце 40-х годов против людей занимавщих высокие должности в партийно-хозяйственном руководстве гор.Ленинграда. 15.02.1949 на заседании Политбюро ЦК был поставлен вопрос об антипартийной группе Попкова - Кузнецова. За февраль-март 1949-го со всех занимаемых постов сняли членов этой группы. Незамедлительно вслед за главными "заговорщиками" - членами Политбюро (Н. Вознесенским, А. Кузнецовым, М. Родионовым) последовало отстранение от работы, а затем и исключение из рядов ВКП (б) прочих руководителей согласно их ранжиру в партийной иерархии Ленинграда. Партбилетов и постов лишались также многие профсоюзные и военные начальники. Громили комсомольских и даже пионерских вожаков, редакторов газет, руководителей вузов. Разоблачения сыпались почти ежедневно.
В январе 1949 года началось наступление на культуру. Были запрещены концерты любимой певицы страны Лидии Руслановой. В мае закрыли в Москве Камерный театр режиссера Александра Таирова, "который на деле являлся носителем буржуазно-космополитических и формалистических тенденций". 12 Мая 1949 года. СССР устанавливает блокаду Западного Берлина. 29 Августа 1949 года. Советский Союз проводит первое испытание ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Мощность взорванного устройства составляет от 10 до 20 килотонн. Помимо Курчатова в создании атомной бомбы принимали участие Юлий Харитон, Яков Зельдович, Андрей Сахаров и др.11 Декабря 1949 года. <Литературная газета> подвергает разгрому роман Вениамина КАВЕРИНА <Открытая книга>. 15 Декабря 1949 года. Подписан к печати 1-й том второго издания Большой советской энциклопедии. От редакции говорится: <Советский Союз по праву стал центром мировой цивилизации...> 20 Декабря 1949 года. Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении Международной Сталинской премии <За укрепление мира между народами> (с 1956 - переименована в Международную Ленинскую премию, а с 1989 - Международная Ленинская премия мира). 21 Декабря 1949 года. СССР торжественно отмечает 70-летие Иосифа Сталина. Высокие звезды горят над кремлем. Столица Отчизны не спит. Великий наш Сталин и ночью и днем На ленинской вахте стоит... (А.Жаров. <Голос Кремля>)А вот популярная <Песня о Сталине> - слова М. Исаковского, музыка братьев Покрасс: Споем же, товарищи, песню О самом большом садоводе, О самом любимом и мудром, - О Сталине песню споем!.. Песни, стихи, выставки, постановки спектаклей в театре, кинофильмы... Народ ликует.


Но откуда мне про это было все знать. Я жила в своем мире. В 1949 году я с нетерпением предвкушала чудесную школьную жизнь. В моем московском дворе все дети были старше меня и уже ходили в школу. Я завидовала им ужасно! И не могла никак смириться с этой несправедливостью. Чтобы как-то восстановить душевный дискомфорт, я каждое утро собиралась в школу. Дедушка отдал мне свой потрепанный огромный кожаный портфель. Я набивала его книгами из книжного шкафа и отправлялась в школу. Чтобы не очень мозолить глаза прохожим, скособочившись от тяжести, я тащила этот портфель наискосок через поляну. Как только я доходила до людного места, разворачивалась обратно и ковыляла домой. Бабушка каждый день наблюдала за моим возвращением из школы и радостно встречала на пороге. И так продолжалось весь сентябрь, пока не пошли дожди.
Наконец, наступил долгожданный сентябрь 1949 года. Так как школьную форму купить было невозможно, то на даче под Снегирями, у местной деревенской портнихи мне пошили коричневое шерстяное платье ( победнее было штапельное) и два фартука: черный и белый. Черный фартук был сделан мне по росту, а вот белый сшили намного длиннее. Это была разумная экономия. Белый фартук одевался редко, только на большие праздники. А так, как известно, дети за лето очень вытягиваются, надо было , чтобы белый фартук продержалсЯ несколько лет. К форме мне купили новые бежевые хлопчатобумажные чулки и ботинки на шнуровке. И еще приготовили большой бант на макушку. Счастью моему не было предела, когда мы с мамой 1 сентября с огромным букетом георги, привезенным с дачи, отправились в школу. От первого класса у меня остались в целом смутные воспоминания. Училась я хорошо, особых проблем родителям не доставляла. Единственно помню, как мама муштровала меня в чистописании. Для чистописания у нас были особые тетрадки - половинки от целой тетради. В них мы писали всевозможные палочки и закорючки. Каждый вечер мама проверяла эту тетрадку, и если находила, что какие-то закорючки не идеальны, просто рвала тетрадку и заставляла переписывать ее всю заново от начала до конца. Как я рыдала от этих переписываний. Но мама была неумолима. В результате у меня до сих пор сохранился четкий, ясный почерк. Тоько вот уже много десятилетий он мне вовсе и не требуется.
От первого класса у меня сохранились еще неприятные воспоминания , связанные с одеждой. Моя 211 школа находилась довольно далеко от нашего дома на Писцовой улице.Зимы в те годы были морозные. И меня как следует укутывали в какие-то башлыки и валенки. Но больше всего я ненавидила. огромные китайские трико с начесом, которые дополнительно одевали мне на легкие трусики. Мне все время казалось, что они безобразно выглядывают из-под моего школьного платья. Поэтому, каждое утро, когда мы приходили в школу, а при этом мы прилетали в последнюю минуту, я влетев в класс под партой начинала судорожно снимать эти трико и засовывать в парту. И вот однажды, дело было как раз перед Новым годом, я в очередной раз с остервенением стягивала эти штаны, как вдруг наша учительница вызвала меня к доске. Сначала я даже не расслышала, а когда она повторила громко свой вызов, я пришла в полный ужас, потому что штаны уже были спущены до середины ног и подняться я никак не могла. С бьющимся сердцем, дрожащими руками, красная как рак, я, наконец, последним судорожным рывком освободилась от этих штанов и выскочила к доске. Оказалось, что мне от класса была оказана большая честь - поздравить с Новым годом от нашего класса соселние классы. Но я так переволновалась, что никакой гордости и радости от такой чести даже не смогла испытать.
Гораздо более сильное впечатление на меня в первом классе оказала одна, действительно, трагическая ситуация. Раньше , в том районе Петровского парка, в котором мы жили, располагались прекрасные добротные дачи состоятельных москвичей. После революции их превратили в коммунальные квартиры. Но некотрые дома так и остались в частной собственности. Как раз по пути нашего следования в школу на Петровско-Разумовском проезде находился один такой дом с обширным садом, перед которым мы любили останавливаться. Дело в том, что в этом доме жила семья циркового дрессировщика медведей. Этот дрессировщик выступал со своим медведем в цирке на Цветном бульваре, и вся округа этим гордилась. Сквозь щели в заборе можно было наблюдать за этими дрессировками. И вот однажды, возвращаясь из школы, мы с мамой увидели у забора большую взволнованную толпу. Оказывается произощла трагедия: всегда послушный медведь, непонятно по каким причинам, разъярился и содрал своими когтями скальп с четырехлетнего сына дрессировщика. Дрессировщик выпустил в медведя всю обойму из пистолета, но мальчика спасти не удалось. Эта сцена , раскрашенная моим воображением, долго преследовала меня. И, так как у меня не было возможности ходить другим путем в школу, проходя мимо этого дома, я всегда переходила на другую сторону и зажмуривала глаза. Правда, в скором времени дрессировщик навсегда исчез из этого дома. Вот такие у меня в детстве сложились отношения с медведями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий