среда, 4 декабря 2013 г.

Лариса Кашук. "ТРОФЕЙНЫЕ ФИЛЬМЫ"

С " Большим вальсом", но уже с фильмом, и с немцами в своем детстве я встретилась еще несколько лет спустя в селе Рождествено около станции Снегири Рижской дороги. Перед моим поступлением дедушка снял нам дачу в деревне Жевнево. Рядом находились дачи Большого театра, где жили Козловский, Оборин, Максакова. Это был конец-40-х - начало 50-х годов. Вот именно в этот период и зародилась моя страстная любовь к кинематографу, которая сопровождала меня всю последующую жизнь.
Дело в том, мое детство совпало с невероятном бумом трофейных фильмов, которые после войны начали показывать в СССР. Называли их трофейными, хотя на самом деле это были фильмы доставшиеся нам как трофейные,
но в основном американские и английские. Впервые после рубежа 1930 -х годов в прокат—открытый, кинотеатральный и закрытый, клубный хлынули иностранные ленты: немецкие (нацистские), итальянские (фашистских времен) и американские (уже не «союзнические»). Все эти фильмы шли с одним и тем же вступительным титром: "Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской армией немецко-фашистских захватчиков".

Конечно, народ смотрел и любил и наши фильмы «Цирк», «Свинарка и пастух», и т.д. Но самый большой кайф получали именно от трофейных фильмов. Хотя они были отрецензированны, урезанны, но все равно в них показывалась такая прекрасная жизнь, которой у нас и в помине не было. Смотрела эти фильмы вся страна по многу раз и знали их наизусть. Ушлые фотоартели переснимали кадры из этих фильмов и распечатывали по всей стране маленькие черно-белые кадры. В моей теперешней коллекции киноактеров сохранилось довольно большое количество таких кадриков.
Понятно , что после кровопролитной войны народ требовал " зрелищ" . И государство их народу предоставило. Но народ и не догадывался, что, как оказалось, прежде всего этот феномен был связан с " коммерческим расчетом". Операция «трофейный фильм» была призвана прежде всего пополнить государственный бюджет. Идею этой «большой халявы» кинематографическое предание приписывает крупному разведчику, впоследствии сценаристу и чиновнику Госкино В.Маклярскому (ведь отказ от импорта в 1930 г. был функцией не только идеологии, но и экономики).
По сведениям киношников Министерство кинематографии представило расчет, по которому каждый из заграничных фильмов, выпущенных на широкий экран, может дать в среднем 45 — 50 мил. рублей валового сбора, а каждый выпущенный на закрытый экран 30 мил. рублей. Исходя из этого расчета следует обязать Министерство кинематографии собрать в течение 1948 — 49 гг. от проката 24 заграничных фильмов на широком экране валовый сбор в сумме не менее 1 миллиарда руб. и обязать ВЦСПС собрать валовый сбор с проката 26 фильмов на закрытом экране в сумме не менее 600 мил. рублей
"Трофейные фильмы" - тогда эти слова были как знак качества. Из многих сотен взятых в плен картин выбирались действительно лучшие. Но кем и когда были сняты эти фильмы, публике не сообщалось. Даже названия, для конспирации, обязательно менялись: "Дилижанс" - на "Путешествие будет опасным", "Ревущие 20-е" - на "Судьбу солдата в Америке". Анонимности способствовало то обстоятельство, что англо-американские фильмы, найденные в немецких фильмохранилищах, были дублированы, и американцы с наших экранов говорили на чистейшем немецком - так что зрители и понятия не имели о реальном происхождении картины. Фамилий режиссеров и актеров в титрах тоже не было. На афишах писали просто: "Сегодня заграничный фильм" .
Очень немногие западные суперзвезды были удостоены чести обозначиться в этих засекреченных афишах. Потому что лучшей приманки для зрителей, чем имена Франчески Гааль, Дженет Макдональд или Дины Дурбин, не существовало. Среди этих немногих было имя и Марики Рекк (или, как тогда писали, Марика Рокк), любимой актрисы Гитлера.
Возвращаясь к нашему летнему пребыванию в деревне Жевнево, я должна описать , как мы с мамой , совершенно, конечно, не зная, изложенную выше информацию, посмотрели эти трофейные фильмы. В пяти километрах от нас находилась деревня Рождественно, которая располагалась рядом с бывшей усадьбой графа Кутайсова. В усадьбе сохранился прекрасный барский дом, а вокруг решили возвести элитарный поселок для государственных чиновников. Между прочим, до сих пор этот поселок населяют чиновники разных мастей. Здесь арестовывали членов ГКЧП, сюда до сих пор приезжает отдыхать Г.Зюганов. Строился он на наших с мамой глазах теми самыми пленными немцами, которых прогоняли по Москве по операции " Большой вальс". Каждое воскресенье мама и я отправлялись через лес в этот поселок, где для всех строителей, и немцев, в том числе, а также для окружающих жителей показывались трофейные фильмы. Приходить надо было заранее, иначе могли не достаться билеты. Около клуба было не протолкнуться.
Вот таким образом в детстве я посмотрела впервые "Большой вальс» — американский музыкальный кинофильм 1938 года, поставленный режиссёром Жюльеном Дювивье. Фильм биографический и посвящён жизни и творчеству австрийского композитора и дирижёра Иоганна Штрауса, знаменитого «Короля вальсов». Фильм получил три номинации на премию «Оскар» 1939 года, победив в одной — за лучшую операторскую работу. «Большой вальс» часто демонстрировался в Советском Союзе, особенно в первые послевоенные годы. Первый раз он был выпущен в советский кинопрокат в 1940 году, когда собрал аудиторию 25,7 млн человек. Спустя ровно 20 лет вышел повторно и привлёк почти то же количество зрителей — 25,3 млн. Таким образом, за два выпуска посещаемость фильма составила 51 млн человек.
А потом мы посмотрели фильмы с замечательными актерами: Вивьен Ли и Лоуренсом Оливье ( Леди Гамильтон, Мост Ватерлоо), Гретой Гарбо ( Дама с камелиями), Марикой Рокк ( Девушка моей мечты"), Франческой Гааль ("Петера") ,Диной Дурбин ("Сестр его дворецкого"), Лореттой Янг ( Балерина") , и, конечно, " Серенаду Солнечной долины".

Вернувшись в Москву, мы продолжали смотреть все эти фильмы в клубе при Швейной фабрике на Старом Петровско- Разумовском проезде. А потом уже в университете, мы всем курсом бегали в знаменитый кинотеатр " Иллюзион", где я уже в какой раз просмотрела эти фильмы, но начиналось уже там все с великолепного Немого кино.

Комментариев нет:

Отправить комментарий