суббота, 30 ноября 2013 г.

Лариса Кашук. "КАК Я НЕ СТАЛА БАЛЕРИНОЙ".

Мое желание кое-что " вспомнить" обернулось для меня дополнительными трудами. Оказалось, что мои воспоминания , помимо всего прочего, чаще всего привязаны к каким-то историческим местам, связаны с определенными архитектурными памятниками. И получилось так, что мне не только необходимо "проявить", как на фотографической пленке, какое-то воспоминание, но и ввести его в исторический контекст.

Когда я поступила в школу, моя неуемная любознательность выразилась в желании записаться в различные кружки по интересам. А так как интересов у меня было много, то и кружков, в которые я пыталась внедриться, оказалось тоже много. Точно, как у Агнии Барто :

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

Ну, я выбрала первоначально балет. И даже, в общем-то, это был не мой выбор. В моем классе одна моя подружка занималась балетом. Ее мама, которая мечтала, чтобы дочка стала балериной, очень сокрушалась по поводу ее лишнего веса. Каждый раз, когда эта мама встречалась со мной, она начинала голосить о моих природных данных, подходящих именно для балета. И, действительно, в классе я была самая маленькая и тощенькая. К тому же еще и очень гибкая. Сесть на шпагат для меня было, что плюнуть через плечо. Эта мама предложила даже возить меня вместе со своей дочкой в балетный кружок в Дом пионеров на Вадковский переулок. От нашей Петровско - Разумовской по тем временам добираться туда было очень даже не просто. Сначала мы должны были пройти достаточно длинное расстояние по Хуторской до Бутырской. Потом долго тащились до Сущевки, где трамвай , наконец-то, поворачивал на Вадковский переулок. Я, конечно, понимала, что родители, которые не могли меня сами возить, точно не отпустят с чужими людьми. Но мне так хотелось стать балериной, что в один прекрасный день, предупредив, что задержусь в школе, я отправилась в Дом пионеров. Трудность заключалась еще и в том, что у меня не было никакой, мало-мальски, подходящей одежды для балетных занятий. О белой пачке и балетках даже мечтать не приходилось. Но я решила не отступать перед таким мелочами. В конце концов, не одежда красит человека, а человек одежду. Накануне, когда все были на работе, а бабушка ушла в магазин, я вытащила из шкафа выцветший летний сарафанчик, как сейчас помню, в розовых цветочках. Был он , правда, уже маловат, но выбирать просто было не из чего. Тоненьких тапочек, типа чешек, конечно, тоже не было. Но я решила, что обойдусь и белыми носками, которые, однако, за лето тоже посерели. Вот с такой экипировкой я и прибыла во Дворец пионеров на Вадковском переулке. И вот тут-то у меня случился первый шок. Я предполагала, что Дворец пионеров будет типа нашей обыкновенной школы. А мы подошли к настоящему дворцу. Тут мне стало весьма не по себе. Но отступать было некуда - одна домой я никак возвратиться не смогла бы. Пришлось собрать все мужество и подняться по прекрасным лестницам в балетный класс. И вот тут-то наступил окончательный шок. Когда мы все переоделись, то я в моем выцветшем розовом сарафанчике оказалась гадким утенком среди белоснежных лебедят. Я готова была провалиться сквозь землю. Но проваливаться было некуда, пришлось встать за станок. Здесь я немного приободрилась. Упражнения мне показались легкими, и я чуть ли не выше всех задирала ноги. После занятия ко мне подошла преподавательница и сказала, что я очень подхожу для балета, меня берут в группу, но к следующему занятию я должна быть в белой пачке и в балетных тапочках. И после этих слов я поняла, что балериной мне никогда не быть. Родственники ни в чем мне не отказывали, но профессия балерины в их планы по отношению ко мне никак не вписывалась. Дома я получила страшный нагоняй за самовольство. А в памяти у меня от всей этой авантюры осталось восхищение от чудесного дворца, в котором я побывала впервые.
Прошли годы, я забыла про дворец и так , наверное, и не узнала его историю, если бы вдруг не решила поворошить память, а потом порыться в Интернете. И вот, что я все-таки узнала про этот дворец, чем не могу не поделиться с вами.
Был в начале ХХ века в Москве такой архитектор А.Зеленко. Он сблизился с кружком педагога С. Т. Шацкого. В 1906—1907 Зеленко предложили построить на деньги купца Н. А. Второва в Вадковском переулке Детский клуб общества Сетльмент. Архитектор построил этот клуб в виде дворца в модном в то время стиле модерн. Здание клуба, построенное как «обитаемая скульптура», лишённая внешних украшений, впоследствие даже сравнивалось критиками с работами Гауди и Хундертвассера.
Этот детский клуб по всем параметрам был неординарным. Во-первых, в начале ХХ века Вадковский переулок, теперь входящий в Центральный административный округ, был далёкой рабочей окраиной на северо-западе. Но самым поразительным моментом была его учебная структура. Сетльмент совмещал функции детского сада для детей рабочих, начальной школы и ремесленного училища. Ученики Сетльмента были организованы в группы по 12 человек (мальчики и девочки раздельно); каждая группа самостоятельно планировала учебную программу и вырабатывала собственные правила поведения. Всего в здании обучалось до двухсот детей.Несмотря на то, что Зеленко и Шацкий старались держаться в стороне от политической деятельности, однако 1 мая 1908 Сетльмент был разгромлен полицией. И за что бы вы думали ? За использование детского соуправления в школьной структуре, в чём усмотрели «пропаганду социалистических идей». Сравним с нашим временем. Да, вот вам и стечение обстоятельств. Не пожелай я стать балериной, так никогда бы и не узнала про Детский клуб общества Сетльмент.
А что касается остальных кружков, то они не заставили себя долго ждать. Был и фотокружок, и хор, и кружок по рисованию, и парашютная и лыжная секция, и много чего другого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий