вторник, 19 ноября 2013 г.

Андрей Козырев. "ВЕЩЕСТВО ИСТОРИИ".

О временах и нравах:

2000-е годы можно условно назвать Междувековьем – эпохой, когда «катастройка» 80-х -90-х годов двадцатого века закончилась, а черты новой эпохи крайне расплывчаты, прежнее прошло, а настоящего ещё нет, вернее, оно – ненастоящее.

2010-е годы по аналогии с застоем можно назвать «перестоем» – страна научилась стоять на ногах, но стоять на месте не хочет, а идти ещё не способна. Кругом – простор, а идти некуда.
Поэтому необходимо формирование новой российской идеологии, но народ устал от идеологий и не ищет их. Ощущение своей страны колышется между «третьим Римом» и «третьим миром». Его можно назвать «третьеримством» и «третьемирством» одновременно.
Найдем ли мы выход из этой ситуации, завит от нас – и от воли Истории, воли Времени, которое мы творим и которое творит нас.
______________________

История – «трудная», невеселая наука. Ее изучение требует от нас не только интеллектуального, но и духовного труда. «Рассечь» поток истории на отдельные периоды так же нелегко для разума и совести, как разделить живое единое тело на отдельные части, способные к самостоятельной жизни, ведь историческое время – основной материал, с которой работают ученые – есть своего рода организм, «вещество существования», которое подчиняется определенным законам развития. Это вещество состоит из бесчисленных временных и пространственных, природных и социальных нитей-связей между людьми, образующими общество, и разрыв этих нитей есть болезненный процесс, подобный операции на живом теле.

У каждой эпохи есть свой характер и свое лицо, свои особенности поведения, как у конкретной личности, и разговаривать со Временем так же сложно, как и с человеком, обладающим сложным внутренним миром.

Каковы же закономерности, определяющие характеры и лица сменяющихся эпох?

Можно предположить, что история цивилизаций, начиная с Древнего мира, есть борьба и единство двух типов цивилизации: органического и организационного.

Органическая цивилизация возникает и развивается естественно, не подчиняясь установленным извне рассудочным законам и формулам. Она растет, как дерево или цветок, переживая периоды умиротворения и взрыва. Организационная цивилизация формируется и функционирует,  как механизм, по строго установленным законам, как правило, в рамках диктатуры.

Есть три типа диктатуры: диктатура личности, диктатура толпы и диктатура формулы. В первом случае живая жизнь приносится в жертву конкретного человека, наделенного сверхвластью, во втором случае – в жертву безликого охлоса, не имеющего четкого руководства,  в третьем случае – в жертву сверхценной идеи (не исключая самые благородные идеи – христианство, сбережение народа, демократия).

Оба элемента присутствуют в каждой из цивилизаций, известных истории. (Нет полностью демократических или тоталитарных обществ: в каждом обществе есть частицы того или другого, только в разной пропорции. Стремление к свободе порождает несвободу. Несвободой называется выродившаяся свобода, свободой – облагороженная форма несвободы. Власть – это почетное рабство. Слава – это почетная форма позора.)

Время от времени две цивилизации, в одной из которых преобладает организация, а в другой – организм, сталкиваются лицом к лицу. Их противостояние в конечной форме приобрело характер перманентной мировой войны. (Нет Первой, Второй или тридесятой мировых войн – есть состоящая из них, как из элементов, единая перманентная мировая война, начавшаяся вместе с расслоением общества на государства, она будет продолжаться до конца истории. Сам факт существования государства подразумевает войну, а факт существования власти подразумевает революцию. Война умерла – да здравствует война. Революция кончилась – да здравствует революция).

Первое столкновение органической и организационной цивилизаций, положившее основу оси средиземноморской истории – греко-персидские войны. С этого момента начинается цикл войн Востока и Запада, в которых то одна, то другая сторона становится органической, а другая – организационной. Эти войны в развитии следуют закону маятника, который движется то на Запад, то на Восток, захватывая все большее пространство. История этого центрального в истории конфликта включает в себя следующие эпизоды:

– греко-персидская война – Восток против Запада, организация против организма. Цельность маленького организма Греции выстояла удар дифференцированной организации Персии.

– войны Александра Македонского – Запад против Востока, организм против организации. Организм поглотил гигантскую организацию евразиатской империи, но организация распалась и разорвала организм изнутри.

– войны Рима против Карфагена, Греции, других государств – Запад против Востока, организация против организма. Военная машина Рима создает мощную империю, которая разрушается изнутри от соприкосновения с органическим ростком христианства. Оно, как дерево, пускает корни между каменных плит подчиненных Риму держав, постепенно сдвигая ими эти плиты и разрушая их порядок.

– великое переселение народов, крушение Западной Римской империи – Восток против Запада, организм против организации. Хаотические орды азиатских народов сокрушают Римскую державу, обвивают, как плющ, древо христианства, чтобы затем иссушить его сердцевину. Этот процесс длится тысячу лет.

– экспансия Византии в Средиземноморье при Юстиниане – организация против организма. Остатки римского права – римской организации жизни – принимают форму христианского канона. Византийский купол вознесен над Средиземноморьем.

– крестовые походы – организация против иной по типу организации, принятой за ее отсутствие, Запад против Востока. Первое в истории соприкосновение двух правд, которое страшнее борьбы правды и лжи. Борьба кончается вничью, но гибнет Византия – единственный возможный путь к примирению двух правд по образцу Рима.

– европейская Реформация и религиозные войны – Запад борется за Запад против Запада, вокруг живого организма высокой духовной культуры Европы ( вопреки немалому сопротивлению) возводятся стены организации. Культ честного труда и успеха, приближающего к Богу, становится скорлупой, призванной защитить живую сердцевину европейской духовности. Но эта скорлупа постепенно становится оболочкой мещанства, внутри которой изолированная от мира духовность, принявшая облик «добропорядочности», постепенно задыхается.

– колониальные войны Европы в Америке, Африке и Азии – организация в борьбе за подчинение организма своим законам разрушает иные, более древние организации.

– Петровские реформы в России, просвещенный абсолютизм в Европе – организация борется против организма во имя организма. Жестокая абсолютная власть загоняет живое тело государства в строгие рамки, притворяясь живой естественной силой.

– Французская революция и наполеоновские войны – организм бунтует против организации, чтобы создать сверх-организацию, еще более жестокую.

– война 1812 года – организация Западной Европы терпит поражение от органических – в прямом смысле слова – свойств природы и населения России.

– Крымская война – организация Западной Европы побеждает плохую организацию России во имя спасения еще более плохой организации Османской империи.

– войны Бисмарка – Запад против Запада, организация против организма. Естественное политическое завершение духовного процесса, начавшегося в  эпоху Реформации. Торжество прагматизма во внутренней и внешней жизни Германии. Но внутри стен внешней расчетливости и разумного эгоизма не остается живого человеческого содержания.

– Первая мировая война – Запад против Востока, организация против организма.  В случае любого окончания войны Восток (выступающий как представитель начала органического хаоса) потерпел бы поражение: изгнание из европейской политики Турции после победы Антанты и объединение Европы вокруг Германии  после победы Центральных держав привели бы к европейской регламентации жизни Востока.

– революция в России – организм бунтует против организации, чтобы создать сверх-организацию. Особенность этого процесса заключается в том, что организация жизни в России рассматривается Западом как торжество органического хаоса. Как реакция на это возникает Третий рейх – плоть от плоти западного мира.

– Вторая мировая война – организация терпит поражение от организма, который превосходит ее по масштабам и способен принести рады победы большие жертвы.

– холодная война – организм против организации, разрушаемой не извне, а изнутри (см. Римская империя).

– современное противостояние  западной демократии и исламского мира – организм, условно считающийся упорядоченным, против организма, условно считающегося хаотическим.

В современном мире продолжается борьба мировых религий, принявших форму государственной идеологии.

Чтобы истолковать этот тезис, необходимо объяснить, что мы в данном случае имеем в виду под религией. Это понятие здесь трактуется широко, и его трактовка в данном очерке не направлена на оскорбление чувств представителей той или иной традиционной религии.

Мировая религия в нашем, широком понимании этого слова есть любое общественное учение, имеющее в своей основе три элемента:

–   вождь, ведущий народ за собой;

– общество, условно считающееся «нашим», и общество, условно считающееся «вражеским»;

–   представление о грядущем блаженстве, которое наступит после победы над врагами.

Этим требованиям отвечают и германизм, и большевизм, и демократия. Их борьба заняла в истории последнего столетия то же место, которое ранее занимали крестовые походы и религиозные войны. Так, операции западных стран в Ливии и Сирии – это прямое повторение крестовых походов, проходивших ранее в тех же местах, только столкновение менталитетов стран Востока и Запада оправдывается иными идеологическими установками.

В современной глобальной системе человеческой цивилизации можно выделить следующие подсистемы:

–  Запад, исповедующий религию демократии. Организация, называющая себя единственным истинно органическим образованием в мире.

– Арабский мир, исповедующий ислам (живая традиционная религия, переживающая кризис переходного возраста - 1300-1500 лет). Организм, не имеющий единой организации. В случае начала исламской Реформации (процесса, аналогичного пережитому христианской Европой в том же возрасте) и появления общеарабского лидера может сформироваться сверхорганизация в размерах всего арабского мира – не обязательно единое государство, а скорее сообщество, которое можно назвать Соединенными Штатами Ислама.

– Китай. Сверхмощная организация вокруг сверхмощного организма, не имеющая своей религии, т.е. «святого» вождя, условного врага и желания воевать. Если сформируется национальная религия, условно называемая китаизмом, возможны непредсказуемые последствия.

– Россия. Хрупкий каркас организации вокруг постепенно отходящего от обморока организма.

Рассмотрим подробнее последние периоды истории России. 2000-е годы можно условно назвать Междувековьем – эпохой, когда «катастройка» 80-х -90-х гг. двадцатого века закончилась, а черты новой эпохи крайне расплывчаты, прежнее прошло, а настоящего еще нет, вернее, оно – ненастоящее:

Наше столетие –

Междувековье:

Время меж ненавистью

И любовью.

Время, застывшее

Меж делом и словом.

Время, застывшее

Меж старым и новым.

Былое ушло.

Настоящего – нету!

Грядущее нами

Потеряно где-то…

И время течет,

Словно Черная речка…

Мы – не Ничто,

Но еще и не Нечто.

2010–е годы по аналогии с застоем можно назвать «перестоем» – страна научилась стоять на ногах, но стоять на месте не хочет, а идти еще не способна. Кругом – простор, а идти некуда.

Поэтому необходимо формирование новой российской идеологии, но народ устал от идеологий и не ищет их. Ощущение своей страны колышется между «третьим Римом» и «третьим миром».  Его можно назвать «третьеримством» и «третьемирством» одновременно.

Найдем ли мы выход из этой ситуации, завит от нас – и от воли Истории, воли Времени, которое мы творим и которое творит нас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий