Город Воркута располагается за Полярным кругом в Большеземельской тундре, в зоне вечной мерзлоты. Пурги здесь не редкость. Но самая достопримечательная пурга- это «Рыжковская» пурга. 8-9 февраля 1990 года на Воркуту обрушилась невиданная до этого пурга. В эти два дня в городе находился с официальным визитом Председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков. С тех пор пургу эту так и называют «Рыжковская». Никогда за все годы своего существования Воркута не была так близка к гибели. Спасли ее, не только сотни людей, участвовавших в борьбе со стихией, но действия и решения премьера, человека спокойного, интеллигентного, не повышающего тон в самых критических ситуациях. Как он вовремя оказался в Воркуте!!! Николай Рыжков прилетел в Воркуту 8 февраля днем. После совещания в комбинате Воркутауголь, он поехал посмотреть передовые шахты. С утра погода была хорошая, мороза почти не было. А это значило, что к вечеру можно было ожидать пургу. И правда, Н.Рыжков уже возвращался в город, как началась метель. Причем буквально в считанные минуты видимость упала почти до нуля, в вихре снежинок нельзя было различить и пальцев на вытянутой руке.
Правительственный кортеж встал посреди трассы: дальше не проедешь – дорогу замело, пути обратно отрезаны. Шахты в Воркуте находятся на десятки км. от города, а Н.Рыжков и его сопровождающие были в легких ботиночках. Из машин они перешли в сопровождающий автобус. Вначале в автобусе было тепло, но буквально через час все почувствовали холод. И хотя работала печь, но мороз шел от металла. (После пурги я была на пресс-конференции с Н.Рыжковым, и про пережитые часы в остывающем автобусе слышала сама)
Чтобы спасти Рыжкова из снежного плена, в экстренном порядке вызвали вездеход Ш.Воргашорской, затем вездеходы УТВК и Электросетей. Первым на них вышел вездеход УТВК. Из города к ним никто - бы не дошел. Эти вездеходы, прокладывая путь, вывезли председателя Совета Министров из снежного плена. По радио постоянно выступали из ГО и ЧС, предупреждая об опасности. Но первое предупреждение пришло поздно, когда пурга бушевала во всю. Многие автобусы уже выехали из города. До шахтных поселков ехать далеко и пурга застала эти автобусы в пути. Хорошо хоть автобусы шли колоннами. Это делают всегда во время пурги, чтобы помочь друг другу. И ещё, на Воркутинском Кольце в обязанности водителей автобусов входит в пургу проверять наличие людей на остановках и оказывать им помощь. Вездеходы находили эти колонны и спасали людей. Я благодарна мужу за то, что он рано позвонил мне в школу (пос.Южный) и предупредил о пурге. (Военные метеорологи оказались более расторопные, чем гражданские) Пока ходили автобусы, я всех школьников и учителей отпустила домой. В школе оставался только сторож. Вечером пришел муж с работы. Военная часть, где служил муж, находилась в 200 метрах от нашего дома. - Чуть ли не на четвереньках я шел, - рассказывал муж. Ветер сбивает с ног. Это в городе, а что творится на открытом пространстве? Обычно синоптики заранее предсказывали ухудшение погоды, и городской штаб по чрезвычайным ситуациям в такие моменты прекращает движение пассажирского транспорта по кольцу, оповещая об этом горожан по радио. Однако в этот день распоряжение явно запоздало. Пассажирские автобусы оказались на трассе именно в тот момент, когда шквал из тундры достиг максимальной силы. Трассу задуло в считанные секунды. К 18 часам порывы ветра стали достигать 40 метров в секунду.
Тогда мы не знали, что город стоял на грани гибели. Только через 9 лет в газете об этом упомянули. Мы не знали, что пурга разрушила энергоснабжение Воркуты. Повреждены линии, по которым электричество подавалось на водовод и в поселок Юнь-Яга. Без воды и электричества осталась ТЭЦ-1, обогревающая Воркуту. Остановились насосы, откачивающие воды из шахты «Юнь-Яга». Замерзал близлежащий от шахты поселок. Прошли сутки, а энергоснабжение не восстановили. С утра было отключено электричество в городе, но мы особо этого не заметили, да и нас этому не удивишь. Зажгли свечи, даже интереснее было сидеть. Свечи у нас были всегда про запас. Правда разогревали еду и молоко детям на спиртовках. Хорошо, что муж был охотником и рыболовом, поэтому у нас было походное снаряжение. И только к вечеру включили свет.
Перед отлетом Н.Рыжков провел совещание в мэрии и конференцию.
Благодаря Н. Рыжкову Воркута получила новую снегоуборочную технику, и парк обновился почти на сто процентов
Н.Рыжков на пресс-конференции ещё сказал, - Теперь я понимаю, что вам и вашим детям нужны шубки не для красоты, а для тепла. Обещаю, дети Воркуты увидят шубки. Нужно сказать, что детские шубки выдавали по талонам. Талоны разыгрывали, кому попадется, тот был счастливчиком. Это обещание с детскими шубками Н.Рыжков так и не выполнил до конца.
После пурги, придя в школу, я узнала, что часть отопительных батарей разорвало. В классах стоял жуткий мороз. Почти все цветы замерзли. Хорошо, что была актировка, и не было детей в школе. Шахта «Южная»- наши шефы, помогли нам с ликвидацией аварии. Жители микрорайона «Южный», у кого разорвало батареи, были недовольны. Гласности не было, и что Воркута на грани катастрофы тоже никто не знал. Нужно сказать, что батареи в квартирах меняли быстро, а вот в подъездах - нет. Заходишь в подъезд, а там из разорвавшейся батареи замерзшая вода видна. О том, что Воркута была на грани гибели, знали единицы. В смутные 90-е годы особо одаренные товарищи стали рассуждать об отмене северных льгот. Ведь в Воркуте один год считался раньше за полтора. Хрущев в свое время снизил северный коэффициент от 100 до 80%.
После Рыжковской пурги все северные льготы оставили.
Правительственный кортеж встал посреди трассы: дальше не проедешь – дорогу замело, пути обратно отрезаны. Шахты в Воркуте находятся на десятки км. от города, а Н.Рыжков и его сопровождающие были в легких ботиночках. Из машин они перешли в сопровождающий автобус. Вначале в автобусе было тепло, но буквально через час все почувствовали холод. И хотя работала печь, но мороз шел от металла. (После пурги я была на пресс-конференции с Н.Рыжковым, и про пережитые часы в остывающем автобусе слышала сама)
Чтобы спасти Рыжкова из снежного плена, в экстренном порядке вызвали вездеход Ш.Воргашорской, затем вездеходы УТВК и Электросетей. Первым на них вышел вездеход УТВК. Из города к ним никто - бы не дошел. Эти вездеходы, прокладывая путь, вывезли председателя Совета Министров из снежного плена. По радио постоянно выступали из ГО и ЧС, предупреждая об опасности. Но первое предупреждение пришло поздно, когда пурга бушевала во всю. Многие автобусы уже выехали из города. До шахтных поселков ехать далеко и пурга застала эти автобусы в пути. Хорошо хоть автобусы шли колоннами. Это делают всегда во время пурги, чтобы помочь друг другу. И ещё, на Воркутинском Кольце в обязанности водителей автобусов входит в пургу проверять наличие людей на остановках и оказывать им помощь. Вездеходы находили эти колонны и спасали людей. Я благодарна мужу за то, что он рано позвонил мне в школу (пос.Южный) и предупредил о пурге. (Военные метеорологи оказались более расторопные, чем гражданские) Пока ходили автобусы, я всех школьников и учителей отпустила домой. В школе оставался только сторож. Вечером пришел муж с работы. Военная часть, где служил муж, находилась в 200 метрах от нашего дома. - Чуть ли не на четвереньках я шел, - рассказывал муж. Ветер сбивает с ног. Это в городе, а что творится на открытом пространстве? Обычно синоптики заранее предсказывали ухудшение погоды, и городской штаб по чрезвычайным ситуациям в такие моменты прекращает движение пассажирского транспорта по кольцу, оповещая об этом горожан по радио. Однако в этот день распоряжение явно запоздало. Пассажирские автобусы оказались на трассе именно в тот момент, когда шквал из тундры достиг максимальной силы. Трассу задуло в считанные секунды. К 18 часам порывы ветра стали достигать 40 метров в секунду.
Тогда мы не знали, что город стоял на грани гибели. Только через 9 лет в газете об этом упомянули. Мы не знали, что пурга разрушила энергоснабжение Воркуты. Повреждены линии, по которым электричество подавалось на водовод и в поселок Юнь-Яга. Без воды и электричества осталась ТЭЦ-1, обогревающая Воркуту. Остановились насосы, откачивающие воды из шахты «Юнь-Яга». Замерзал близлежащий от шахты поселок. Прошли сутки, а энергоснабжение не восстановили. С утра было отключено электричество в городе, но мы особо этого не заметили, да и нас этому не удивишь. Зажгли свечи, даже интереснее было сидеть. Свечи у нас были всегда про запас. Правда разогревали еду и молоко детям на спиртовках. Хорошо, что муж был охотником и рыболовом, поэтому у нас было походное снаряжение. И только к вечеру включили свет.
Перед отлетом Н.Рыжков провел совещание в мэрии и конференцию.
Благодаря Н. Рыжкову Воркута получила новую снегоуборочную технику, и парк обновился почти на сто процентов
Н.Рыжков на пресс-конференции ещё сказал, - Теперь я понимаю, что вам и вашим детям нужны шубки не для красоты, а для тепла. Обещаю, дети Воркуты увидят шубки. Нужно сказать, что детские шубки выдавали по талонам. Талоны разыгрывали, кому попадется, тот был счастливчиком. Это обещание с детскими шубками Н.Рыжков так и не выполнил до конца.
После пурги, придя в школу, я узнала, что часть отопительных батарей разорвало. В классах стоял жуткий мороз. Почти все цветы замерзли. Хорошо, что была актировка, и не было детей в школе. Шахта «Южная»- наши шефы, помогли нам с ликвидацией аварии. Жители микрорайона «Южный», у кого разорвало батареи, были недовольны. Гласности не было, и что Воркута на грани катастрофы тоже никто не знал. Нужно сказать, что батареи в квартирах меняли быстро, а вот в подъездах - нет. Заходишь в подъезд, а там из разорвавшейся батареи замерзшая вода видна. О том, что Воркута была на грани гибели, знали единицы. В смутные 90-е годы особо одаренные товарищи стали рассуждать об отмене северных льгот. Ведь в Воркуте один год считался раньше за полтора. Хрущев в свое время снизил северный коэффициент от 100 до 80%.
После Рыжковской пурги все северные льготы оставили.
Вам всем (кто там живёт) надо орден за мужество, стойкость и выносливость.
ОтветитьУдалитьЧитается легко и интересно, пишите ещё. Пусть люди больше узнают о жизни за полярным кругом.
ОтветитьУдалитьЯ жила в Воркуте,представляю условия жизни шахтеров.поэтому, читая рассказ,живо представила все чувства,переживания этих людей.Сам рассказ и сюжет его мне понравился.Предлагаю автору:продолжайте пишите,рассказ читался с интересом
ОтветитьУдалитьАлла Михайловна! Спасибо за рассказы. Я родилась и выросла в Воркуте, поэтому я знаю, что в них нет ни слова не правды. Читать интересно. Пишите еще. Буду ждать с нетерпением
ОтветитьУдалитьСпасибо за комментарий. Вы правы, зимой часто была пурга. сейчас климат чуть изменился и стало теплее.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЕсли хотите, можете посмотреть этот блог: http://serebryakovaa.livejournal.com/222657.html Там подробно описаны, как свидетельства переживших ту пургу людей, так и освещённые спустя 9 лет обстоятельства, как руководство и действия Рыжкова спасли город от замерзания.
ОтветитьУдалить